Энергетическое обследование

    Подавляющее большинство тех, кто должен пройти обязательное энергетическое обследование (энергоаудит), до выхода федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-фз «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности... » совершенно спокойно жили без этого. 

   Однако, в рамках провозглашенного руководством страны курса на модернизацию экономики, в 2008-2009 годах власти стали обращать значительное внимание вопросам энергосбережения, что привело к принятию федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-фз и ряда подзаконных актов.

   Предметом энергоаудита является система обследования потребления топлива и энергии, анализа и выдачи рекомендаций по их энергоэффективному использованию. Главной целью энергетического аудита является поиск возможностей энергосбережения и направлений эффективного использования энергетических ресурсов. Объектом энергетического аудита может быть любое предприятие, энергетическая установка, здание, агрегат, потребляющий или вырабатывающий энергию. В результате энергетического обследования, как правило заказчику выдается паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов (энергопаспорт).    В ходе энергоаудита собираются и обрабатываются данные о фактически потребляемых энергетических ресурсах, производится расчет и определяются показатели     энергетической     эффективности. 

Описание изображения

Предлагаются мероприятия по энергосбережению.

     В 261-ФЗ разделены понятия обязательного и добровольного энергетического обследования.

    В статье 16 закона № 261 -фз установлены 6 категорий лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным: 

1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц 

 Прежде всего - это администрации городских, сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и т.п. 

 2) организации с участием государства или муниципального образования

 Это наиболее многочисленная группа подлежащих обследованию лиц, включающая: государственные и муниципальные учреждения (дома культуры, клубы, клубные объединения, музеи, театры, спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, библиотеки, парки, детские сады, школы, дома творчества, дворцы молодежи, детские дома, лицеи, профтехучилища, колледжи, межшкольные учебные комбинаты, информационные и научно-методические центры, центры занятости, больницы, диспансеры, дома-интернаты и др.), государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП-ы и МУП-ы), ОАО с участием государства и муниципалитетов более 50%. Следует отметить, что автономные учреждения так же попадают под категорию подлежащих обязательному энергетическому обследованию. 

 3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности 

 Прежде всего, обязательному энергетическому обследованию организации, осуществляющие деятельность в области тепло-, электро-, газо-, водооснабжения и канализации, пассажирские перевозки. Под эту категорию также подпадают организации (управляющие компании, дирекции единого заказчика), осуществляющие функции управления жилыми многоквартирными домами и производящим расчеты с населением по установленным тарифам (т.е. осуществляющие регулируемые виды деятельности) обязаны проводить энергетическое обследование всех жилых домов, находящихся в их управлении, при этом энергетический паспорт или энергопаспорт по обязательной форме составляется на юридическое лицо.

 4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов

Поскольку часть перечисленных видовдеятельности относится к регулируемым (тепло,водо, газ, электроэнергия) и была приведена вподпункте 3 статьи 16 закона, данная норма закона распространяется прежде всего на организаций-производителей, переработчиков и транспортировщиков ресурсов. 

 5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа,дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергиипревышают 50 млн. руб. за календарный год

К данной категории лиц относятся: промышленные, транспортные и сельскохозяйственные предприятия, торгово-развлекательные комплексы, бизнес¬центры и иные организации с потреблением ресурсов свыше 50млн. руб. в год (т.е. если счета за покупную тепло- и электроэнергию, газ и иные виды топлива составляют более 4 млн. 160тыс. руб. в месяц). 

 6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов 

Обычно такие организации попадают в одну из перечисленных выше категорий (например, это бюджетные учреждения, либо осуществляющие регулируемую деятельность). 

    В отличие от действовавшего ранее закона № 28-фз «Об энергосбережении», новый закон № 261-фз содержит как жесткие санкции, так и меры стимулирующего характера. 

    В частности, не проведение обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб. (из «кармана руководителя») плюс штраф на юридическое лицо - от 50 000 до 250 000 руб., что достаточно ощутимо. 

   Что касается «добровольных» энергообследований, на практике чаще всего встречаются заказчики, желающие получить энергетический паспорт на частные промышленные объекты, заинтересованные в экономии энергоресурсов. Наиболее распространенная категория потребителей услуг энергоаудиторских компаний - это лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию. 

  Миссия энергоаудиторской организации, проводящей энергоаудит или энергетическое обследование - помощь предприятиям, управляющим компаниям, муниципальным учреждениям в их развитии, повышения их прибыльности, разработки энергетической политики и политики грамотного энергосбережения, энергообеспеченности и конкурентоспособности в условиях динамичного рынка.

Контакты